Top.Mail.Ru
+7 (495) 847-08-77 с 10:00 до 20:00 по МСК
В корзине пока нет
ни одного товара

Дмитрий «Фео» Порубов

Лидер группы «ПсиХея» о былом, о современной рок-сцене и татуировках
Это были нулевые
Середина нулевых. Страна, наконец-то, глубоко вздохнула после лихих 90-х и начала приходить в себя.
Именно на середину нулевых приходится период, который писатель Илья Стогов назвал 4-й волной российского рока.
Это время, если и не «золотой век», то золотая пятилетка — точно — неформальной культуры в России.
На смену тем рок-звездам, которые так приелись публике, что стали появляться на Первом Канале и вряд ли уже ассоциировались с молодостью, бунтом и перестройкой, пришли новые.
Это были молодые ребята со свежим звучанием, в чьих образах ярко выражалось влияние западной моды — широкие штаны с шипастыми ремнями, бейсболки, мешковатые толстовки, косички, крашенные волосы, пирсинг и, наконец, татуировки.

Поклонники рок-сцены тоже стали другими. И их стало заметно больше.
Любители косух, футболок «Ария», торб с волками и «гадов» остались в меньшинстве.
Молодые люди, вдруг, резко перестали делиться на рокеров, реперов и панков.
Зато появились мазафакеры, эмари, готы, хардкорщики, альтернативщики и еще множество представителей других субкультур.
Тогда же и началась мода на татуировки.
Девочки с розовыми челками начали бить звездочки, бантики, конфетки и черепа, носить шмотки Drop Dead и серьги в губах. Парни начали забивать рукава, которые тогда казались чем-то совершенно необычным и очень смелым, и делать в ушах «тоннели».
Рок-сцена
Музыка всегда серьезно влияет на моду, субкультуры и образ молодежи своего времени.
В нулевые было немало ярких музыкантов, каждый из которых добавлял красок в музыкальную культуру и имел своих почитателей. Одной из самых запоминающихся и популярных групп того времени стала «ПсиХея».
Этот культовый коллектив родился далеко от основной музыкальной тусовки — в тысячах километров от столиц, от центра страны — в небольшом зауральском городке Кургане. И родился он в самый разгах 90-х. Не смотря на время и место, звучание группы было прогрессивным и необычным.
В начале нулевых «ПсиХея» перебирается в Питер и очень быстро становится одной из самых популярных групп альтернативной сцены.
Чтобы лучше понять, что же творилось в молодежной тусовке и на рок-сцене в нулевые, мы взяли интервью у лидера «ПсиХеи» — Дмитрия «Фео» Порубова.
Ты являешься фронтменом одной из самых культовых альтернативных групп России. Ощущаешь ли ты сейчас себя человеком, который оказал влияние на музыку в стране?
Спрашивать о таких вещах нужно у публики или музыкантов, они лучше расскажут.
Я все время пытался в музыке сделать то, что было интересно мне. Такую музыку, чтоб она понравилась мне самому и я не думал о том, на кого и как она повлияет. Поскольку считаю себя прогрессивщиком, то предпочитаю быть впереди своего времени, создавать новое, а не следовать мировым популярным тенденциям.
Очень часто наши музыкальные разработки позже всплывают в мэйнстримовых или попсовых группах, но бывает что мы уходим в какие-то авангардные области, где никого нет и, может быть, и не будет никогда.
Честно говоря я уверен, что кое-какую страницу отечественной, а может и не только, музыки мы перевернули. Мне приятно, когда люди врубаются в то что делает Психея и другие, мои и парней из коллектива проекты — Feodoq, Azz Kkk, Anticrizisss.
В нулевые многие фанатели от ПсиХеи, а песня «Говнорэп» нередко играла записанным на диктофон рингтоном мобильника или звучала цитатами из уст молодежи.

На данный момент рэп, вероятно, самое популярное направление музыки среди молодежи. А что ты скажешь о современном русском рэпе, актуален ли тот самый «Говнорэп» и сейчас?
А много ли песен без куска репа сейчас? Видимо, песня на века.
Современная рэп сцена в России — это смесь арэнбишки и попсы. Даже если брать андеграунд, как показывает практика, там очень низкий музыкальный уровень, очень трагично все — копии на копии и никаких своих мыслей.
Это такая «гоп-рэп культура». А мне нравятся артисты, которые делают оригинальное. Хотя, несомненно, есть и удачные работы…
Отечественным реперам не хватает сотрудничества с серьезными музыкантами, чего я им и пожелаю. Мы (Психея Саундсистем) давно занимаемся саундом и звукозаписью, и кое-какой хип-хап тоже и издавали, и производили.
Рекомендую послушать последний альбом Feodoq: на нем 10 песен с 10-ю разными поэтами и МС, оцените наш уровень!

Раньше в своих песнях вы не стеснялись посылать всех подальше. Вы были настоящими правдорубами. Один из ваших известных треков сейчас запрещен и его практически невозможно найти в оригинале. Что ты можешь сказать о таком жестком ограничении самовыражения? Бывали ли случаи какого-то давления на группу, попытки сорвать концерты, иски и жалобы?
Когда небезызвестная композиция была написана, где-то в 2003-м, оне не была запрещена и т. д., это произошло году в 2008 — 2009-м.
Выходит, мы никакого особого давления не испытывали, кроме регулярных в то время (и не только у нашего коллектива) объяснений со службами правопорядка на различных фестивалях.
Но тогда разборки начинались не после исполнений каких-то песен, а после применения милицией силы по отношению к публике, что регулярно происходило на рок-концертах самого разного уровня, в связи, видимо, с не очень высоким культурным уровнем или просто с низким уровнем понимания происходящих событий полицией.
Но вообще, не особо часто мы встречали какие-то проблемы с цензурой и т. д., хотя в нулевых группа, у которой было пару матерных слов в песнях, уже очень рисковала, использование Арго (прим. ред: язык какой-либо социально замкнутой группы лиц, характеризующийся специфичностью используемой лексики, своеобразием её употребления, но не имеющий собственной фонетической и грамматической системы.) считалось смелым поступком. Останавливали «гиги», группы не пускались на большие площадки, но в клубах все было проще.
На меня соседка жаловалась, мол я экстремистские песни исполняю дома целыми днями. Но ничего у нее не вышло.
Психея, как писал Стогов, — представитель 4-й волны российского рока, как ты думаешь, есть ли пятая? Если нет, будет ли? А если да, будет ли шестая?
Это Илье Стогову виднее, что там с волнами.
Всегда есть группы которые идут вперед и создают прекрасную, интересную и волшебную музыку. Их всегда единицы.
В нашей стране медиа вообще не владеет информацией, а все что выдается за новинки или открытия — это опять же чаще всего очень слабые, вторичные и неинтересные коллективы.
Публика найдет своих героев, но, к сожалению, их кругозор и вкусы оставляют желать много-много большего и лучшего.
Просветительской работы мало, одна коммерция, ни одной мало-мальски интересной и актуальной группы вы не услышите ни на одном радио, а у интернет ресурсов слишком маленькая аудитория. Кругом попс, но у нас и страна, в целом, — попс, поэтому не удивляемся. Попс — это культура, а рокс —это субкультура. Нужно, чтоб наоборот, тогда положение улучшится. А волны, они бесконечно — одна за одной. Вопрос в том, кто запускает волну? Кто управляет волной? Кто идет вслед за ней… Неформалы, Вперед!
Сколько лет вы еще планируете оставаться на сцене? И какие вообще творческие планы?
Я планирую заниматься творчеством столько, сколько смогу, покуда силы будут, а желание, думаю, не пропадет.
Многие вещи и процессы от меня не зависят, но и я тоже от многого независим и потому, будущее мне видится долгим, невероятным и прекрасным.
Магия безгранична и бесконечна!
Расскажи про Курган: было ли сложно быть неформалом в 90-е в маленьком провинциальном городке? Приходилось ли пояснять за внешний вид и свое увлечение рок-музыкой? Когда вы перебрались в Питер, было ли ощущение, что люди другие, более прогрессивные?
Интересный вопрос… Именно так и было: пояснения за внешний вид и все что угодно: драки, перестрелки, стрелки, разборки (помимо супер концертов, музыки, девушек, любви, космоса и рок-н-ролла-панка). Все это было неотъемлемой частью жизни неформальной среды того времени: непонимания и неприятия было более, чем предостаточно, но это закаляло как нас морально и физически, так и идеологически! Когда нам в Кургане кто-нибудь рассказывал про столичные разборки между панками, алисоманами и рэперами, мы удивлялись, так как у нас в городке все держались вместе против любой гопоты. Может поэтому Курган и стал на какое-то время центром Уральской музыки и движухи в целом. Большинство людей из того поколения позже перебрались в пресловутые столицы. Питер — это мировая столица с периферийной судьбой (хоть я и не совсем с этим согласен) и мы почувствовали это сразу, как перебрались сюда. Питер — Рок столица России!

Ну, а теперь перейдем к татуировкам: когда ты сделал первую? Что это за работа?
Году в 98−99. Какой-то непонятный трайбл на лопатке, у подпольного мастера, давно уже закрыл ее. Теперь у меня на лопатке Археоптерикс!
Сколько у тебя сейчас татуировок и какая самая новая?
Не считал я их, но не мало.
Последнее… на пальцах орнаменты, череп вот на руке. У меня много незаконченных работ, поэтому я в процессе всегда. Стараюсь сейчас закончить большие работы просто, спина, например. Вспомнил! Я ж герб Кургана на бедро нанес, вот она последняя!

Какая татуировка — твоя любимая и почему?
Все любимые! Мне нравится, как они все вместе смотрятся, целиком.
Есть ли татуировки, о которых ты жалеешь?
Стараюсь вообще ни о чем не жалеть… но не выходит!
Жалею, что не доделаны многие, вот и буду добивать. Я все-таки музыкант в первую очередь, а уж потом — тату модель!
Что для тебя татуировки — самовыражение, имидж, украшение или что-то другое?
Все что выше перечислено плюс океан незабываемого общения с людьми: через тату я познакомился с кучей крутых мастеров, побывал в самых разных сумасшедших местах и тусовках. Я, кстати, был ведущим первго Питерского Фестиваля Татуировки, Тату 3000 Фест как родной всегда был. Сейчас продолжаю расширять свой культурный уровень в этой среде.
У тебя есть любимый мастер? Расскажешь о нем?
У меня мастера все по дружбе встретились, а потом оказалось что они мастера.
Конечно, Кирилл Тотай — мой друг и брат родной. С ним у нас вся рука и спина много всего остального, люблю его и уважаю!
Дима Урбан очень крут — и как мастер, и по жизни. Паштета я всегда котировал, Бузунов мой новый дружок, Алекс Джаз, в общем много ребят хороших всех и не упомнишь! Всем привет!
Ты матёрый татуированный парень, известный рокер, можешь дать какое-то напутствие тем, кто хочет начать татуироваться или татуировать?
Вперед! Дерзайте! Чтоб все стерильно и от души! Ну и по Рок-н-Панку!



Более 20 лет коллектив группы «ПсиХея» радует поклонников своим творчеством. Многие из музыкантов группы обзавелись сольными интересными проектами совершенно отличных от «ПсиХеи» жанров. Возможно, за этими ребятами будущее отечественной музыки.

Пик популярности альтернативного рока пришелся на нулывые и привел за собой моду на татуировки, пирсинг и бодимодификации. Но и в наше время парни из «ПсиХеи» все с тем же драйвом и задором продолжают делать интересную и оригинальную музыку, уверенно шагая в будущее. Мы, вне всяких сомнений, еще долго будем слышать и слушать работы «Психея саундсистем».

Благодарим Дмитрия за интересную беседу и посещение Тату Порта. Напоследок хотелось бы показать вам один из свежих клипов группы, которая покорила многих тогда и продолжает удивлять сейчас.
материал подготовила
фото в Тату Порте